Рейтинговые действия, 16.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг «Национальной компании «Қазақстан темір жолы» на уровне kzAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 16 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» на уровне kzAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) является компанией-субъектом естественной монополии, владеющей и управляющей железными дорогами общего пользования, находящимися на территории Республики Казахстан, общей протяженностью более 21 тыс. км. Компания является монополистом по предоставлению услуг локомотивной тяги, владея порядка 1,7 тыс. единиц эксплуатируемого парка локомотивов на сети, а также имеет значимое присутствие в транспортно-логистическом бизнесе. Дочерние компании КТЖ являются крупнейшими игроками на рынке оперирования грузовым подвижным составом (47,4 тыс. единиц грузовых вагонов) и логистических услуг, пассажирских перевозок дальнего и пригородного следования.

Присвоенный рейтинг в значительной степени обусловлен высокой системной значимостью компании для казахской экономики и высокой степенью влияния государства на деятельность компании. Оценка системной значимости обусловлена статусом КТЖ как системообразующей организации, критической важности компании для обеспечения функционирования производственных цепочек, транспортной связанности регионов страны и развития международной торговли. Компания является одним из крупнейших работодателей в стране со штатом порядка 119 тыс. человек. Агентство оценивает влияние государства на КТЖ как сильное ввиду полного акционерного контроля, регулирования тарифов, а также участия в формировании стратегии и инвестиционной политики компании. Также тесная связь с государством проявляется в последовательной истории финансовой поддержки компании, выраженной в предоставляемых субсидиях, а также прямых инвестициях в проекты в виде взносов в акционерный капитал и льготного долгосрочного долгового финансирования от акционера - АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и других государственных фондов. Также ранее КТЖ реализовывала стратегию правительства по развитию прочей транспортной инфраструктуры страны, включая аэропорты и морские порты, однако впоследствии часть этих проектов была выведена из ведения компании. КТЖ продолжает развивать порты Актау и Курык.

Грузовые перевозки и предоставление доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые являются основным источником выручки КТЖ, в отдельных сегментах грузов подвержены конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта. По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан доля КТЖ во всех грузопотоках страны составила 52,5% за 6 месяцев 2021 года. Экспортные грузовые перевозки подвержены колебаниям объемов ввиду глобальных рыночных рисков по основным сырьевым категориям перевозимых грузов, тогда как объемы перевозок внутри страны чувствительны к изменению макроэкономической ситуации в республике. Агентство также принимает во внимание результаты финансовые и операционные результаты компании по итогам первого полугодия 2021 г.: несмотря на кризис, вызванный пандемией коронавируса, и продолжающуюся волатильность на сырьевых рынках, компания продемонстрировала рост грузооборота до 114,3 млрд т-км (что на 3,9% выше аналогичного периода 2020 г.) и рост выручки на 15% от грузовых перевозок.

В блоке бизнес-рисков агентство по-прежнему выделяет более высокую концентрацию клиентской базы (по сравнению, например, с ОАО «Российские железные дороги» (ruAAA, стаб.)), что отражает структуру экономики страны, связанной со значительной долей добычи ископаемых и производства в стране.

Ранее агентство обращало внимание на недостаточный рост тарифов компании. Однако в 2021 году для выравнивания условий ведения деятельности государственного и частных перевозчиков была изменена система тарифообразования регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки в Республике Казахстан: введена дифференциация тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети по типу участка пути (электрифицированный или неэлектрифицированный) и на услуги локомотивной тяги по видам тяги (электротяга и теплотяга). В результате изменения регулирования рост общего регулируемого тарифа на железнодорожные перевозки (услуги магистральной железнодорожной сети, услуги локомотивной тяги и услуги грузовой и коммерческой работы) на 2021 год в среднем составил 13% (в том числе рост тарифа на МЖС на 35,8%, снижения тарифа на локомотивную тягу на 6,2%). В дальнейшем на горизонте до 2026 года рост тарифов предусмотрен на уровне выше инфляции.

Профиль финансовых рисков КТЖ характеризуется умеренным уровнем прогнозной ликвидности и высоким уровнем долговой нагрузки. Прогнозная ликвидность оценивается как умеренно позитивная (здесь и далее упоминаются показатели, рассчитанные в соответствии с консолидированной отчетностью компании). Она оценивается агентством на уровне 1.17 на горизонте 18 месяцев от 30.06.2021 и определяется преимущественно высокой процентной нагрузкой и слабым свободным денежным потоком, связанным с достаточно высоким объемом инвестиционных расходов: даже после завершения крупных инфраструктурных проектов компании приходится существенно инвестировать в поддержание технического состояния сети и обновление подвижного состава, как локомотивов, так и вагонного парка. Компания предполагает, что на протяжении 2022-2026 годов на капитальные расходы будет направляться в среднем около 500 млрд тенге ежегодно. Финансирование инвестиционной программы планируется осуществлять преимущественно за счет собственного операционного денежного потока. Рост тарифов компании является ключевым условием для успешного и своевременного ее исполнения. Также агентство учло возможности компании по рефинансированию выплат по телу долга в силу наличия лимитов в рамках открытых кредитных линий и доступных остатков по кредитным линиям международных банков с целевым назначением, совокупным размером порядка 73 млрд тенге на 30.06.2021.

Общий уровень долговой нагрузки, оцениваемый агентством как высокий, характеризуется соотношениями совокупного долга на 30.06.2021 – включающего, помимо долговых обязательств, также обязательства по аренде – к EBITDA за период с 30.06.2020 по 30.06.2021 на уровне 4,3. CFO за аналогичный период покрывал 28% совокупного долга, FFO – 21,0%, FCF – 15,6%. По оценке агентства, совокупные выплаты по обслуживанию долга за период с 30.06.2021 по 30.06.2022 соответствуют 0,62 EBITDA за аналогичный предшествующий период и двукратно покрываются CFO. Проценты к уплате за аналогичный период при этом составляют 0,22 EBITDA. Агентство учитывает долгосрочный характер заимствований – более 1 трлн тенге обязательств приходятся к погашению после 2030 года, а также низкую фактическую ставку заимствований в тенге: на 30.06.2021 порядка 450 млрд тенге приходятся на льготное финансирование АО «ФНБ «Самрук-Қазына», а также облигации в сумме 380 млрд тенге, размещенные в августе - октябре 2019 года в рамках финансового оздоровления, направленные на выкуп долларовых еврооблигаций с погашением в 2027 году, которые были размещены в пользу частных инвесторов наряду с государственными фондами. На 30.06.2021 крупнейшим источником пассивов являлись еврооблигации (включающие выпуски в долларах США и швейцарских франках), общим объемом порядка 580 млрд тенге. Также агентство обращает внимание, что в 2020 году компания досрочно выкупила еврооблигации в долларах США на сумму $217 млн за счёт привлечение займа в рублях. Компания поддерживает высокий уровень операционной маржи – рентабельность по EBITDA по итогам периода с 30.06.2020 по 30.06.2021 составила 31,0%.

Для компании характерна умеренная доля валютных заимствований в структуре долгового портфеля – около 34%. Валютная позиция компенсируется преимущественно натуральным хеджированием через получение выручки за транзитные операции, номинированной в швейцарских франках - порядка четверти от совокупной выручки компании. Компания по состоянию на текущий момент не управляет валютным риском через использование производных финансовых инструментов, однако агентство учло в своей оценке факт частичного досрочного погашения части еврооблигаций в размере 217 млн долларов США, а также рассматриваемые компанией возможности по выкупу оставшейся части долга в размере 883 млн долларов США.

В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления и информационной прозрачности, однако обращает внимание, что отдельные аспекты риск-менеджмента, например связанные с управлением валютными рисками и страхованием активов, все еще продолжают развиваться.

По данным консолидированной отчетности АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2021 составляли 3,5 трлн тенге, капитал – 1,2 трлн тенге. Выручка по итогам первого полугодия 2021 года составила 634,9 млрд тенге, чистая прибыль – 67,9 млрд тенге.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» был впервые опубликован 16.12.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.12.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по национальной шкале Республики Казахстан и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям Республики Казахстан https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Национального банка Республики Казахстан, АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Присвоенный кредитный рейтинг является незапрошенным, АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» принимало участие в присвоении рейтинга. Лица, осуществляющие над ним контроль или оказывающие на него значительное влияние, не принимали участие в присвоении кредитного рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Серое золото: почему алюминий рекордно дорог

Известия

За последние три месяца цены на алюминий подскочили почти на четверть, вновь приблизившись к историческим максимумам. На Лондонской бирже цена тонны алюминия достигла $3100 за 1 т. Это лишь немного не дотягивает до рекордных показателей, установленных в 2008 году. Рост цен на важнейший промышленный металл в целом совпадает с общим «суперциклом» сырья в последние год-полтора, но имеет и некоторые особенности, например проблему дефицита электроэнергии. Тем не менее в отличие от ситуации с литием и медью есть шанс, что алюминий удастся стабилизировать на нынешних высоких уровнях, чему поспособствуют в том числе новые металлургические проекты в России. Подробности — в материале «Известий».
07.02.2022

Перед барьером: что мешает развиваться российскому агросектору

Известия

Сельскохозяйственная отрасль в России является активно развивающейся, и в нее имеет смысл инвестировать, несмотря на то что комбинация роста цен на расходные материалы, экспортных пошлин и ограничения цен заметно снизила рентабельность фермеров и агропредприятий.
12.11.2021

Вебинар "Виды на урожай: настоящее и будущее продовольственного рынка", 10 ноября 2021 года

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию АО "Эксперт РА" и Анна Кертанова, младший директор по корпоративным рейтингам АО "Эксперт РА" вместе со специальным гостем Алексеем Зайцевым, директором по стратегическому развитию "Дон Агро" обсудили состояние дел в аграрном секторе и продовольственной рознице, а также урожай 2021 и перспективы развития отрасли. 10.11.2021

Всеобщее удобрение: рискует ли Россия потерять урожай-2022

Известия

Как решить проблему с поставками удобрений для российских фермеров и агрофирм в условиях глобального дефицита
02.11.2021

Бизнесмены назвали самую популярную технику для лизинга

Прайм

МОСКВА, 13 окт — ПРАЙМ. Наибольшим спросом среди клиентов российских лизинговых компаний с начала года по-прежнему пользуется автотехника, хотя оживление наблюдается и в железнодорожной сфере, свидетельствует исследование, проведённое РИА Новости среди лизингодателей РФ.
13.10.2021