Эксперт | РА
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан) Банки (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Сбор анкетСписок всех рэнкингов


 

Российские банки в 2014 году: проверка на прочность

Содержание

Резюме

Банковский сектор вошел в период масштабной перестройки, который продлится как минимум до середины 2015 года. Банкам предстоит адаптировать бизнес-модели под новые «правила игры»: сужение возможностей экстенсивного роста, ухудшение качества активов (доля «кредитов под стрессом» в 2014 году может вырасти с 15 до 20%), системный дефицит ликвидности и усиление регулятивного надзора. Перестройка будет сопровождаться ростом концентрации активов на крупных игроках, при этом банкам придется ограничить объем высокорискованного бизнеса, наращивать долю комиссионных доходов, более активно работать с МСБ и развивать дистанционные сервисы.

В 2014–2015 годах банковский сектор будет развиваться в условиях резкого сужения возможностей экстенсивного роста (темп прироста кредитного портфеля не превысит 15% в 2014 году), ухудшения качества активов, системного дефицита ликвидности и усиления регулятивного надзора. Российским банкам предстоит привыкнуть к более низким темпам роста и рентабельности, что потребует от них корректировки бизнес-моделей и снижения риск-аппетитов. Ключевые направления – оптимизация издержек и автоматизация бизнеса, диверсификация активов и сокращение доли высокорискованного бизнеса, рост доли комиссионных доходов. Высокий риск-аппетит сохранят только банки, собственники которых готовы оперативно «закрывать» возможные временные убытки.

В 2014 году активы банковского сектора прибавят 13% (16% годом ранее), а в следующем – не более 10%, что уже сопоставимо с темпом роста цен в экономике. В наибольшей степени притормозит розничное кредитование – с 29% в прошлом году до 23% в 2014-м и 20% – в 2015-м. Основной вклад в замедление сегмента внесет необеспеченное кредитование физлиц (23% против 32% в 2013-м), в то время как ипотека сохранит достаточно высокие темпы роста портфеля – на 28% в 2014-м (против 34% в 2013-м). Торможение продолжится и в сегменте кредитования МСБ: портфель прибавит не более 13% в 2014 году. Ключевые причины – ухудшение качества обслуживания и снижение спроса. Кредитование крупного бизнеса в 2014 году ожидает ускорение с 10% до 12% благодаря рефинансированию российскими банками внешнего долга крупных компаний.

Ухудшение качества активов затронет в 2014–2015 годах все сегменты кредитования, кроме ипотеки. Хотя стагнация в экономике и ухудшение доступа к внешнему фондированию ударят в первую очередь по крупным предприятиям, большинство банков предпочтут реструктурировать крупные кредиты либо рефинансировать долги таких компаний. Наибольшими темпами будет расти просроченная задолженность в необеспеченной рознице, причем ее пик придется, по нашим оценкам, на конец 2014 года. Вместе с тем мы ожидаем, что в ипотечном кредитовании доля просроченной задолженности останется на текущем уровне – в пределах 1,5–1,7% (против 8–9% по необеспеченным кредитам).

Системный дефицит ликвидности сохранится в секторе до середины 2015 года, вследствие чего доля средств Банка России в пассивах может вырасти до 10-11%. Наиболее уязвимы региональные банки: концентрация привлеченных средств на одном-двух регионах повышает подверженность локальным вспышкам «паники вкладчиков». Дополнительное давление на систему создают крупнейшие госбанки, которым зачастую выгоднее направлять избыточную ликвидность не на рынок МБК, а на реализацию собственных розничных проектов. При этом рефинансирование продолжает распределяться по системе неравномерно (более 70% приходится на крупнейшие банки с госучастием), а рынок МБК в периоды паники вкладчиков практически закрывается для небольших банков, вследствие чего они вынуждены держать избыточную «подушку» ликвидности.

Новая политика Банка России заметно снизит привлекательность кредитования связанных сторон и проведения сомнительных операций. С мая текущего года повышены критерии высокой вовлеченности банка в сомнительные операции (максимальная доля таких операций в дебетовых оборотах клиентов снижена с 5% до 4%), а с января 2015 года вводится норматив максимального риска на связанных лиц (Н25) и более жесткие критерии отнесения заемщиков к связанным сторонам. В качестве «пряника» регулятор расширяет возможности для банков зарабатывать на инструментах РЕПО, постоянно увеличивая объемы рефинансирования. Действия ЦБ РФ стимулируют банковский бизнес к снижению риск-аппетитов и большей прозрачности, что в перспективе полутора-двух лет повысит уровень доверия к банковской системе.

Активность в сфере банковских сделок M&A в ближайший год возрастет, в основном за счет применения механизма санации. Для банка-санатора это позволит как разделить риски укрупнения бизнеса с государством, так и улучшить рыночные позиции за счет освоения клиентской базы санируемого банка. «Рыночные» сделки M&A будут носить скорее единичный характер: с одной стороны, слишком затруднительна оценка качества активов, с другой, на рынке мало игроков, готовых к активному расширению за счет M&A. Увеличение с 1 января 2015 года нормативного минимума по капиталу также не станет катализатором роста М&A: большинство банков с капиталом менее 300 млн уже имеют конкретные планы по приведению его в соответствие с законом.

Развитие банковского сектора в 2014–2015 годах будет сопровождаться ростом концентрации активов на крупных банках. Крупнейшие банки (частные и с госучастием) уже увеличили свою долю на рынке за счет перетока части средств населения и компаний из малых и средних банков. Дополнительную динамику их бизнесу придаст замещение внешнего долга крупных компаний, а также возможность получить рефинансирование от ЦБ РФ под залог инвестиционных кредитов. Под давлением окажется рентабельность розничных банков и небольших региональных кредитных организаций. Первым следует сосредоточиться на оптимизации расходов и расширении кросс-продаж некредитных продуктов. Небольшие банки получат шанс более активно кредитовать МСБ в результате смещения приоритетов крупных банков в сторону крупного бизнеса. В качестве точки роста для малых банков мы также видим рынок тендерного кредитования: объем рынка госзаказа с ежегодным оборотом в 10 трлн рублей далек от насыщения кредитными ресурсами.



  Методика исследования

Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!